On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Google | GMail | iFolder.Ru | Dump.Ru | SMages | Radikal-Foto | Bash.Org.Ru


Форум находится в стадии реставрации

АвторСообщение





Сообщение: 38
Зарегистрирован: 21.11.07
Откуда: Украина, Киев
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 23:08. Заголовок: Капоэйра


Капуэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/) также известно по ошибочной кальке как Капоэ́йра — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, игры, сопровождающиеся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.
Современная Капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.

История Капоэйры
Достоверные сведения о Капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, Капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.
По разным сведениям, капоэйра ведет свое происхождение от:
Субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
Африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби душ Палмареш (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.

Происхождение названия
Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:
Слово «capoeira» происходит из языковой группы тупи-гуарани, к которой принадлежит язык индейцев тупи и означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием либо вырубкой»
Порт. capoeira — клетка для кур, а также место, где кормят кур.
«capoeira» — искаженное звучание слов kipula/kipura из языка киконго (по версии исследователя народа баконго, учёного Фу-Киау Бунсеки (K. Kia Bunseki Fu-Kiau). По его информации, «…pula/pura означает „перепархивать с места на место“, а также „бить, драться“. Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…»

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии Капоэйры стала официальная документация информации, касающейся Капоэйры. Этот период начинается подписанием в 1888 г. на территории Бразилии Золотого Закона, который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально.
Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, афроамериканцев и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация, проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и Капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» — капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики.

Разделение стилей
В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.

Капоэйра Режиональ

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Баиана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режиональ». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.

Капоэйра Ангола
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер.
Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола также являются:
Местре Кобра Манса
Местре Мораес
Внешне, по скорости и способу исполнения движений, существует достаточно серьёзная разница между этими двумя стилями, однако многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой Капоэйры, не противопоставляя друг другу Анголу и Режиональ.

Капоэйра Контемпоранеа
Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Aнгола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режиональ, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной Капоэйра и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэристов.
Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Пастинья.
На протяжении последних нескольких лет различные философии современной Капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке, которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режиональ.
Каждый из стилей, Режиональ и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режиональ концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленноть каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Современная капоэйра
Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам: Музыканты становятся в изголовьи круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемой Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), часто используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен.

Музыка в Капоэйре

Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

Беримба́у (порт. Berimbau)

Инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде.
Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:

Гу́нга, Беррабо́й (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, очень редко — вариации;
Ме́диу, Се́нтру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда — с небольшими вариациями;
Вио́ла, Виоли́нья (порт. Viola, Violinha) — самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.
Атаба́ке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.
Панде́йру (порт. Pandeiro) — бубен.
Агого́ (порт. Agogo) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;
Ре́ку-ре́ку (порт. Reco-Reco) — представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».

Ритмы беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:
Ангола (порт. Angola) — ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола.
Режиональ, Сао Бенто Гранджо ди Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grange de Bimba) — этот ритм придумал Местре Бимба специально для роды стиля Режиональ. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.
Рода Ливри, Сау Бенту Гранджи ди Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grange de Angola) — Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.

Песни
В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:
Ладаинья (порт. ladainha),
Шула (порт. chula, также называемая «саудасау»)
Корридуш (порт. corrido, корриду — в ед. ч.).

Открывает музыкальную последовательность Ладаинья — это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Движения и удары


В Капоэйре нет статических стоек. Её основа — жинга (порт. ginga). Жинга — это непрерывное движение, боец постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому.

Основные стойки и перемещения:
Жинга (порт. Ginga).
Трока Негачива (порт. Troсa Negativa).
Эшкива (порт. Esquiva).
Кокоринья (порт. Cocorinha).
Роле (порт. Role).


Стойки и перемещения на руках:

Ау аберту (порт. Au aberto)
Ау фешаду (порт. Au fechado).
Ау добраду (порт. Au dobrãdo).
Ау агулья (порт. Au agulha).
Бананейра (порт. Bananeira).
Бику де папагайу (порт. Bico de papagaio).
Макаку (порт. Macaco).


Атаки:

Кабесада (порт. Cabeçada).
Понтейра (порт. Ponteira).
Кейшада (порт. Queixada).
движение «Ау» в интерпретации Капоэйры РежиональАрмада (порт. Armada).
Миа-луа ди френче (порт. Meia-lua de frente).
Миа-луа ди компассу (порт. Meia-lua de compasso).
Бенсау (порт. Benção)
Мартелу (порт. Martelo)
Щапа (порт. Chapa)
Вингачива (порт. Vingativa)
Тезора (порт. Tesoura)
Круз (порт. Cruz)


Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режиональ и капоэйра контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства
В современной Капоэйре направлений Режиональ и Контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. сordão) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания — контра-местре (порт. сontra-mestre) и местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

Батизадо(Batizado)
Посвящение в капоэристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если тебя вызвали в круг на батизадо, можно считать, что пояс у тебя уже есть, от игры в кругу на батизадо ничего не зависит, разве что допущение «громких ошибок» или элементарное не знание правил выхода в роду — может остаивть играющего без пояса. В разных школах церемония проходит по разному, обычно проводить батизадо имеет право капоэйрист не ниже уровня Профэссор. Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди корда» (порт. Troca de Cordas) и обычно проводится вместе с батизадо.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизадо не практикуется.

Организация движения капоэйристов

Школы Капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.
Школа определяется принадлежностью к одному из стилей Капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизадо. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:
«…Капоэйра — она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь оной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…»
Местре Кобра Манса(с)

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип — следования «линии» — традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в сравнении с другими боевыми искусствами
Капоэйра не ориентирована на контактный бой, вследствие чего контакты капоэйристов с представителями других боевых искусств достаточно редки. Необходимо отметить, что при этом капоэйра остается боевым искусством и многи школы на сегодняшний день работают именно в этом направлении. Сейчас уже не редкость участие опытных капоэйристов в боях без правил.











Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет